Menu

Старейший локомобиль в Польше станет экспонатом музея в Чехановце

Ему 103 года, его вес 6500 кг и он исправен! Он немного похож на паровоз, немного на тягач, покрашенный в черно-красные цвета. Самый старый самоходный паровой локомобиль, единственный в Польше, через несколько дней попадет в Музей сельского хозяйства в Чехановце. Это уникальный экспонат мирового масштаба, произведенный в 1910 году в Канаде. Музей купил его у приватного коллекционера, благодаря поддержке Министерства культуры.

Локомобиль не является королем дорог – развивает максимальную скорость до 10 км, но дело не в скорости, а в мощности. Ведь локомобили это весящие несколько тонн двигатели, которые разгоняли другие стационарные машины, например, в сельском хозяйстве – большие молотилки. Их производство в Польше и в мире расцвело во второй половине 19 века и в начале 20 века. На сегодняшний день это очень редко встречающиеся объекты – как в Польше, так и заграницей.

Экспонат, который в пятницу (10 мая) будет привезен в Чехановец, в 1910 году (в Лондоне, в провинции Онтарио) создала канадская фирма «George White&Sons Company Limited».

«На сегодняшний день самый старый полностью отреставрированный и действующий самоходный локомобиль в Польше», - говорит Марек Вишневский, руководитель Отдела сельскохозяйственной техники музея сельского хозяйства имени Кшиштофа Клука в Чехановце. И выделяет особенно: «Паровой одноцилиндровый двигатель мощностью 20 л.с., максимальная скорость езды – 10 км/ч, размеры: высота 305 см, ширина 260 см, длина 530 см, собственный вес без воды – 6500 кг, котел для воды вместимостью 1800 л и максимальным допустимым рабочим давлением 16 атмосфер. Цвета производителя».

Музей уже имеет коллекцию из шести перетяжных локомобилей. Этот самый новый канадский обогатит коллекцию, которая таким способом станет одной из величайших автомобильный коллекций в Польше. 103-летний экспонат удалось купить у частного коллекционера благодаря финансовой поддержке Министерства культуры и национального наследия, а также Маршалковского управления в рамках проекта «Расширение коллекции старинных паровых локомобилей» из программы «Музейные коллекции». Министерство дало 161.5 тыс. злотых из Фонда культуры (что составляет около 66.7 % общей стоимости задания), личный вклад в проект обеспечил маршалек (70 тыс. злотых). Остальную сумму музей выделил из собственного бюджета.

Туристы смогут увидеть локомобиль на экспозиции в музее, а также во время показов езды (ближайший – 10 мая, в полдень). Музей в Чехановце имеет много интересных экспонатов – среди них есть, в том числе, необычный тягач «Uniwersal 2» 30-х годов, единственный тягач такого типа в Польше. Производимый в СССР – он делался по образцу американского тягача «Farmall Regular». В прошлом году он прошел тщательную консервацию, после которой стал полностью технически исправен.

«Uniwersal 2» производился в Советском Союзе в 1934-1955 гг. с перерывом на период войны 1941-1945. «В тогдашнем Советском Союзе не хватало времени опыта для обработки собственной конструкции, и было решено скопировать существующую модель без учета охраны патентных прав», - рассказывает Марек Вишневский из Музея в Чеханов. «Выбор россиян пал на делавший большую карьеру тягач концерна «International Harvester Company» (IHC) из Чикаго, продаваемый под названием «Farmall Regular». Его производство в США длилось с 1924 по 1932 год. Можно сказать, что советский «Uniwersal» является точной копией американского тягача, безусловно минуя обозначения и колористику тягача. Советская версия была в цвете темной стали, а колеса были красными. Наверно потому, что оригинал был полностью выкрашен в красный, его оригинальная конструкция предназначена была, прежде всего, для работ между грядок. До конца неизвестно, как была сделана российская документация тягача.

Вероятнее всего на переломе 1931-32 гг. сетью европейских дилеров были закуплены два или три экземпляра «Farmall», которые затем были разобраны с целью создания рисунков. Начальное производство тягачей «Uniwersal» до 1941 года проходило в Ленинграде. В 1934-1955гг на обеих фабриках было изготовлено 211 тысяч тягачей «Uniwersal». А, следовательно, намного больше, чем оригинальных «Farmall Regular» (134 тыс. 650 шт.)

Ссылка на источник

добавить на Яндекс