Menu

Польско-российская торговая война. На границе теряют все. Часть I

На политической войне от эмбарго между Россией и Европейским Союзом больше всего страдают обычные люди. Те, кто живёт рядом с границей. – Когда-то мы покупали у вас продукты и без проблем выезжали с ними к себе. Теперь их нужно скрывать. Так как вы провозили контрабандой от нас водку, так мы возим от вас продукты, пряча их в тайниках, – рассказывает житель Калининграда. Но торговое напряжение не снижается. Теперь его жертвой становится транспортная отрасль.

- Граница всегда давала возможность заработать. Нужно было только знать, что купить, что привезти – рассказывает 60-летний житель Безлед, небольшой деревни, расположенной недалеко от границы с Калининградской областью. С моим собеседником я знаком с 2005 года. – В 90-е годы из России перевозились, в основном, водка и сигареты. Перевозился также польский сахар, который в области был дешевле, чем у нас, – вспоминает он.– Сейчас мир стоит на голове. Водка из России уже не перевозится. Сигареты ещё да, но выгоднее ехать за топливом. Литр за шлагбаумом стоит около 2 злотых. Поэтому русские от нас везут все. Водку, еду, одежду, бытовую технику, электронику.

- Даже сейчас?

- А как иначе. Может в меньшем количестве, потому что их рубль полетел кубарем, но покупают. Парадокс в том, что теперь не мы, а они возят контрабандой товар из Польши для себя, – отвечает мой собеседник.

Когда в 2011 году было подписано соглашение с Российской Федерацией о местном приграничном передвижении с Калининградской областью, многие из Вармии и Мазур ожидали, что это поможет развитию местных компаний. Официально соглашение вступило в силу в конце июля 2012 года. С тех пор часть жителей Вармии и Мазур, Поморья и всей Калининградской области могут пересекать границу в рамках этого соглашения. Появились местные магазины и транспортные компании. Все хотели заработать на открытии границы. Россияне тоже с нетерпением ждали этих упрощений. Калининградская область - это закрытая зона. Продукты туда надо ввозить из глубины России. Чаще всего через Литву. – Дороже, чем у вас. Кроме того, в наших магазинах пустуют полки, – рассказывает житель Калининграда, встреченный в дисконт центре в Бартошицах. И на той, и на другой стороне границы упрощением режима были больше всего довольны обычные люди. Но позже русские заняли Крым. Европейский Союз начал накладывать торговое эмбарго. В отместку русские ввели своё, которое ударило, в частности, в польских производителей. Малое приграничное движение, которое прекрасно развивалось, замедляется. – Мы видим это по нашим предпринимателям. Часть небольших магазинов, которые были созданы в основном для торговли с русскими, закрылись, – рассказывает Петр Петрыковский, мэр Бартошице, крупнейшего города, расположенного прямо на границе с Россией.

Очередная сцена в торговой войне между Россией и Польшей продолжается. На этот раз она коснулась транспортных компаний. Косвенно бьёт по услугам. – Это принцип домино. Один элемент роняет другой. Все снова на этом теряют, – говорит Тадеуш Вилк, директор Департамента Транспорта, Ассоциации Международных автомобильных Перевозчиков в Польше. Польские грузовики не могут перевозить товары в Россию, русские не могут ездить через Польшу. Один день простоя автомобиля - это потеря около 400 евро. Автомобили стоят с 15 февраля.


- Русские нарушают закон. У нас с ними важные международные соглашения, а они их не соблюдают, – говорит Ежи Шмит, заместитель министра Транспорта.

- Используют протекционизм. Они хотят защитить своих, уничтожая и себя, и нас, – добавляет Вилк.

Ликвидировать польских перевозчиков.

Напряженность в отношениях между Польшей и Россией в вопросах транспорта не являются чем-то новым. Три года назад, тоже в феврале, администрация в Москве сказала "Нет" польским транспортным компаниям на своей территории. Через две недели ни один из польских грузовиков не въезжал в Россию и не выезжал из неё. – Благодаря переговорам удалось подписать трехлетний договор, – говорит Вилк.

В документе говорилось, что польские компании получат годовой лимит 250 тыс. перевозок, из которых 45 тысяч будет касаться так называемых поставок из третьих стран. Речь шла о товарах, которые польские транспортные компании ввозили в Россию из Польши. Этот договор уже истек. Дополнительно, в 2015 году Госдума ввела законопроект, который иначе регламентировал вопросы перевозок товаров на территории России. Специальные исполнительные распоряжения для принятого закона, внесенные осенью 2015 г., регулируют, в частности, вопрос о транспортировке в Россию из третьих стран. – Когда-то такие правила касались только товаров, которые мы поставили в Россию от поставщиков за пределами нашей страны. Теперь россияне считают транспортом из третьих стран также и тот, который получает товары из Польши со склада компании, чей главный офис расположен за пределами нашей страны, – объясняет Вилк.

На территории Польши свои склады или логистические центры имеют много мировых концернов, в том числе медицинских, химических или пищевых продуктов. Несмотря на то, что товары получены из Польши, счета-фактуры выставляются на адрес, по которому расположен главный офис данной компании – в Германии, Франции или Голландии.

– Россияне считают, что это транспорт из третьих стран, потому что счет-фактура выставляется не польским филиалом, а штаб-квартирой данной фирмы. Но нас это не интересует. Мы получаем товар в Польше, и считаем, что это не транспорт третьих стран, – говорит Вилк.

На такой же позиции стоит министерство транспорта. – Кроме того, мы с Россией подписали договор о перевозках в 1996 году. Он действует все время. А настоящий закон, который начал действовать в России - идёт с ним вразрез, – считает Ежи Шмит, заместитель министра транспорта. Уже несколько недель Польша и Россия ведут переговоры. – Мы передали нашу позицию. Теперь с нетерпением ждем ответ россиян, – говорит Шмит.

Польская делегация, состоящая, в частности, из представителей транспортной отрасли, поехала в Москву на еще один тур переговоров. – Нынешняя ситуация вредит как россиянам, так и нам, – говорит Вилк.

А это потому, что в ответ на российские ограничения Польша вводила свои. Русские не могут сейчас ездить через Польшу. До 10 февраля они обходили эти ограничения, проезжая через Украину. Но и тот коридор уже заблокирован. В настоящее время весь российский транспорт на запад проходит через Литву. В порту в Клайпеде, откуда отправляются паромы в Германию, возникли очереди протяжённостью более 2 км.

Введя ужесточения, русские хотели выгнать со своего рынка польских перевозчиков, чьё положение там чрезвычайно сильно. По разным данным поляки контролируют более 60% рынка перевозок грузов из ЕС в Россию. Часть компаний, чтобы не нести убытки, обходит русские ужесточении, ввозя товар в Белоруссию. Там он, принятый российскими или белорусскими компаниями транспортируется дальше вглубь Российской федерации.

– Это временное решение. Мы стремимся все время к восстановлению нормальных перевозок, – говорит Шмит. А что, если русские не уступят? - Мы ведем переговоры, – говорит Шмит.

Подобный кризис в отношениях с Россией виден также на территориях, охваченных Малым Приграничным Движением.

Ссылка на источник

добавить на Яндекс