Menu

Специалисты: «Польские железные дороги могут прекратить своё существование после 2019 года»

Излишек работников и неэффективное управление огромным имуществом, происходившие в течение последних 20 лет, – это самые серьезные проблемы, с которыми как можно скорее должна справиться группа «Польские государственные железные дороги» (PKP). Эксперты Ягеллонского института бьют тревогу по поводу того, что без обязательных изменений польские железные дороги перестанет существовать после 2019 года, когда, согласно предложениям Европейской комиссии, рынок станет свободно доступен и зарубежные перевозчики смогут войти на польский рынок. Прежде всего, необходима долгосрочная стратегия.

«То, что происходило в последние несколько лет – это впустую потраченное время, потому что приходит новое руководство, меняется порядок, появляются какие-то планы и создаются очередные стратегии. Компании нужно тщательно подготовиться до 2019 года, иначе это закончится драмой», - говорит информационному агентству «Newseria» Марцин Рошковски, председатель Ягеллонского института, который уже в апреле опубликует «Белую Книгу», то есть отчет о состоянии польских железных дорог и самых важных задачах, какие перед ними стоят. «Это должно управляться бизнесом, тут нет места политике, нет места рабочим связям, время ушло».

Отсутствие стратегии на длительный период стало причиной того, что ситуация на железной дороге из года в год ухудшалась. Уже в течение последних 20 лет железная дорога постепенно теряла рынок, отдавая его другим отраслям транспорта – падает количество перевозимых пассажиров и товаров, а также наступает упадок железнодорожных инвестиций.

По словам Рошковского, проблема настолько серьезная, что после открытия свободного доступа к рынку РКР может перестать функционировать. Если в Польшу придут немецкие или французские перевозчики, они легко выдержат конкуренцию польских железных дорог, ведущих свою деятельность старым и неэффективным способом.

«Поляки ездят за границей железными дорогами и видят, как они там функционируют. Это совершенно другое качество услуг. По некоторым взглядам поляки не смогут вести такую же деятельность после периода трансформации», - подчеркнул Марцин Рошковски.

Председатель Ягеллонского института подчеркивает, что реструктуризацию нужно начинать немедленно, несмотря на то, что она наверняка вызовет протесты. Среди самых важных шагов он выделяет значительное сокращение численности работников, упорядочивание числа железнодорожных компаний и структуры их управления, а также активное управление недвижимостью. Во владении РКР находится много недвижимости, которая не используется и приносит убытки. По мнению Рошковского, это объекты уже давно должны были быть проданы, чтобы покрыть долги компании. Сегодня это настолько трудная задача, потому что на рынке недвижимости всё еще царит кризис. Потому, как подчеркивает председатель института, это не самый лучший момент для радикальных расчетов с долгами. Однако частичные действия, такие как ликвидация линий или уменьшение количества составов, - это недостаточные меры.

Рошковски подчеркивает, однако, что, несмотря на фатальное состояние, железная дорога нужна. Даже после реструктуризации она будет требовать дополнительных денег со стороны государства, потому что таким же образом дела обстоят и в других странах. Но изменения в структуре компаний необходимы.

«С точки зрения бизнеса это не должно быть чрезвычайно прибыльным, но и без реструктуризации железная дорога – это бездонная бочка. Деньги налогоплательщиков постоянно вкладываются туда, и никакого улучшения ситуации не происходит», - считает Марцин Рошковски. «Что с того, что мы доплачиваем, если мы не удовлетворены качеством, ведь трудно сказать, что поляки довольны услугами, которые предоставляет РКР. Но это не означает, что так должно остаться», - говорит он.

На сегодняшний день в Польше поезда ездят медленнее, чем перед войной, а средняя скорость товарного поезда – лишь 26 км/ч. Средняя скорость в Евросоюзе вдвое выше. Кроме того, по словам Рошковского, «PKP Cargo» является единственной компанией в хорошем финансовом состоянии. Это неплохой пример эффективной реструктуризации и расчета с долгами, но пока он остается скорее исключением, нежели правилом. По мнению эксперта, даже эта компания не должна «почивать на лаврах». Нужна дальнейшая реструктуризация и оптимизация приема на работу, а также быстрая приватизация – лучше всего с помощью биржи.

Ссылка на материал: http://www.gazetaprawna.pl/artykuly/697392,polska-kolej-przestanie-istniec-po-2019-roku.html