Menu

Предпраздничный интернет-шопинг в Польше. Советы ольштынской полиции

Подарки для родных и близких мы часто выбираем в интернет-магазинах или на популярных сайтах объявлений. В преддверии праздников увеличивается количество заявлений о мошенничестве, обрабатываемых полицией. Случается, что пострадавшие вместо заказанного товара получают предметы вроде камней, старых газет, либо посылка до них вообще не доходит. Людям, которые обманывают покупателей, грозит наказание в виде восьми лет лишения свободы.

Полиция напоминает, что если вы оплатили товар и не получили его, то это ни что иное, как вымогательство или мошенничество. Уголовный Кодекс Польши предусматривает за это наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет.

В Варминско-Мазурском воеводстве были случаи, когда на интернет-порталах злоумышленники под видом продавцов размещали объявления о продаже, например, оригинальных дисков с компьютерными играми. После покупки оказывалось, что диск был пиратский, и к тому же не работающий. Были также случаи покупки золотых слитков у недобросовестных продавцов. Покупатель платил авансом 2-3 тыс. злотых, после чего... контакт с продавцом прерывался.

Вот несколько ценных советов для покупателей в интернете:

- очень дешево = очень подозрительно;

- обращайте внимание на количество комментариев;

- читайте комментарии, адресованные продавцу и обращайте внимание на то, как долго он пользуется сервисом и что продавал;

- внимательно читайте все, что написано на аукционе, и если чего-нибудь не хватает, - спрашивайте по телефону или по электронной почте;

- просите номер стационарного телефона и проверьте, какой номер указан под именем продавца в телефонной книге (доступна на почте или онлайн), проверяйте телефонный код и индекс на предмет того, совпадают ли они с местом проживания продавца;

- отказывайтесь от использования аукционов, которые не предоставляют возможность самовывоза товара, даже если живете далеко, спросите, можно ли приехать за товаром самостоятельно;

- подтверждайте победу на аукционе, но подождите несколько дней, прежде чем платить, чтобы убедиться, что все в порядке. Это увеличит время доставки, но в том случае, если аккаунт был взломан, уменьшается риск. В течение этих нескольких дней настоящий владелец успеет сориентироваться и уведомить администрацию сайта, а они вас;

- если посылка ценная, пусть ее пошлют с объявленной ценностью. Договоритесь с продавцом, кто заплатит за эту услугу. Множество фирм, занимающихся доставкой, страхуют посылки без доплаты. Коснемся также упаковки товара. Чем лучше упакован товар, тем меньше возможность его повреждения;

- сохраняйте всю переписку. Она не занимает много места, но служит железным доказательством контактов с продавцом;

- напоминаем, что у сторон есть 7 дней, чтобы связаться и закончить продажу. Многие продавцы одновременно занимаются многими продажами. Проявите понимание, если продавец не отвечает сразу;

- если товар не дошел - не паникуйте. Посылка могла затеряться по разным причинам. Свяжитесь с продавцом, он должен пойти на почту и выяснить, в чем дело. Попросите у него номер почтового отправления, дату высылки, адрес почтового отделения и сходите на почту.

Что делать, если вы уже стали жертвой киберпреступника? Вот шаги пострадавшего.

Лицо, ставшее жертвой интернет-мошенничества (киберпреступности) имеет право написать заявление о совершенном преступлении в полицию или в прокуратуру, лучше всего ближе к месту проживания. Из-за возможной утраты или порчи электронных данных заявление о совершении такого типа преступления необходимо подать как можно быстрее после его совершения. Это увеличивает шансы органов правопорядка на получение всех улик и установления виновных.

На какие данные и информацию обязан обратить внимание пострадавший? Прежде всего, это данные, касающиеся домена (адреса сайта), на котором он нашел объявление. В случае аукционных порталов основополагающей информацией являются все данные о покупаемом/продаваемом предмете и продавце, а именно номер аукциона (либо характерные данные, касающиеся товара и размещенные в его описании), даты начала и окончания аукциона, дата вашего вступления в аукцион, цены и описания товаров и т.п. Далее - все личные и контактные данные продавца, т.е. имя и фамилия, адрес места жительства или работы (NIP, REGON), номера телефонов, банковский счет, логин на сайте, адрес электронной почты (аккаунт GaduGadu, Skype). Значение может также иметь то, каким образом пострадавший попал на аукцион: был ли это известный аукционный портал, ссылка, размещенная в полученной новости и т.п. Пострадавшему следует сохранить эту ссылку, например, распечатав точный адрес, полученный от виновника. Если же в ходе аукциона или по его окончании пострадавший контактировал с виновником, то он должен сохранить содержание переписки, чтобы можно было установить, когда и как она осуществлялась (адрес электронной почты, программ мгновенного обмена сообщениями, SMS-сообщения). В том случае, если пострадавший заплатил деньги, необходимо сохранить всю документацию, касающуюся того, где, как и когда был совершен платеж.

Помните, что информация, полученная от пострадавшего, уже в момент подачи заявления имеет решающую роль на дальнейший поиск доказательств и виновника.

 

Ссылка на материал: http://warminsko-mazurska.policja.gov.pl/?id_category=2&el_id=34364